ГЛАВА III. СОДЕРЖАНИЕ ЖИВОТНЫХ. Статья 9. Условия содержания животных.
Гражданам и организациям разрешено содержание животных на территории и/или в помещении находящихся в их собственности (владении) без ограничений, в соответствии с требованиями федерального законодательства и законов города Москвы. Содержание животных гражданами и организациями на территории и/или в помещении не принадлежащих им на праве собственности (владения) возможно с согласия собственника (владельца) территории (помещения), в соответствии с законодательством.
Условия содержания животных должны обеспечивать их жизнь и здоровье в соответствии с их видовыми и индивидуальными особенностям и отвечать санитарным и ветеринарным правилами. Нормативы содержания животных отдельных видов утверждаются администрацией города Москвы.
При содержании животных необходимо:
- обеспечить недопущение причинения вреда содержащимися животными людям, другим животным или имуществу;
- содержать животных в пределах установленных нормативов;
- в жилых помещениях соблюдать правила и нормы общежития;
- предотвращать возможность произвольного выхода животных с места содержания.
Необходимо предоставлять животных для осмотра и/или проведения лечебно-профилактических мероприятий уполномоченным на то должностным лицам городской администрации или ветеринарной службы. При этом должностные лица вправе требовать предъявления свидетельства о государственной регистрации животного, подлежащего такой регистрации, и иных установленных законом документов на животное.
Содержание животных в общественных местах не допускается.
Статья 10. Регистрация животных.
"Обязательной регистрации в уполномоченных органах подлежат животные, условия содержания или использования которых предполагают нахождение их в общественных местах." Государственной регистрации в уполномоченных органах подлежат животные, условия содержания или использования которых предполагают нахождение их в общественных местах.
Государственная регистрация может быть временной или постоянной. Гражданам, собственникам животных, принадлежит право выбора вида государственной регистрации. Для организаций, собственников животных, обязательной является постоянная государственная регистрация.
Органы, уполномоченные проводить государственную регистрацию, а также порядок проведения государственной регистрации определяются администрацией города Москвы.
Документами, необходимыми для временной государственной регистрации являются: документ удостоверяющий личность собственника (собственников) животного, либо документ, подтверждающий полномочия лица, представляющего интересы собственника (собственников). Присутствие регистрируемого животного при временной государственной регистрации не является обязательным.
Присутствие регистрируемого животного при постоянной государственной регистрации является обязательным.
Перечень сведений и подтверждающих их документов необходимых для постоянной государственной регистрации устанавливается администрацией города Москвы. Должностное лицо, производящее регистрацию имеет право производить осмотр животного, условий его содержания, проверку знания владельцем основных требований к содержанию животного, а также проверку достоверности информации, указанной в предоставленных документах.
Размер платы, взимаемой за государственную регистрацию, определяется администрацией города Москвы.
При государственной регистрации, в зависимости от вида регистрации, собственнику животного выдаётся соответствующее государственное регистрационное свидетельство установленного образца. Свидетельство о временной государственной регистрации действительно в течение 3 месяцев с момента регистрации.
При постоянной либо временной государственной регистрации животных выдаётся соответствующий жетон. При постоянной государственной регистрации на животное наносится идентификационная метка.
Вид жетона, правила его использования, вид и размеры идентификационной метки определяются уполномоченным органом городской администрации.
При изменении сведений предоставленных для постоянной государственной регистрации животного, собственник животного обязан известить об этом регистрирующий орган.
Статья 11. Появление с животными вне мест постоянного содержания.
Граждане и ответственные лица организаций (сопровождающие лица) имеют право появляться с животными вне пределов помещения (территории) постоянного их содержания (сопровождать их).
Сопровождающим лицом может быть гражданин, достигший 14-летнего возраста.
За действия лиц, не достигших 18-летнего возраста, ответственность несёт собственник животного, если законодательством не установлено иное.
При сопровождении животного сопровождающее лицо:
- обеспечивает безопасность окружающих людей и животных, а также имущества от нанесения вреда сопровождаемым животным;
- обеспечивает безопасность сопровождаемого животного;
- в непосредственной близости от транспортных путей и при пересечении их обеспечивает безопасность движения путём непосредственного контроля над поведением животного;
- обеспечивает уборку продуктов жизнедеятельности сопровождаемого животного в подъездах, лифтах, на лестничных клетках, а также детских, школьных, спортивных площадках, местах массового отдыха и купания граждан, дорожках, тротуарах и проезжей части;
- обеспечивает присутствие на животном жетона, выданного регистрирующим органом.
При сопровождении животных не допускается:
- оставление сопровождаемых животных без присмотра;
- сопровождение животного лицам, находящимся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Появление животных на определённой территории может быть запрещёно только решением уполномоченного органа городской администрации. В этом случае указанная территория обозначается соответствующими надписями.
Статья 12. Ветеринарное обслуживание животных.
Оказание ветеринарных услуг на территории города Москвы разрешается организациям и частным лицам, имеющим соответствующие лицензии.
В случае возникновения подозрения на наличие у животного заболевания, владелец обязан немедленно принять меры по изоляции заболевших животных и обратиться к ветеринарному врачу.
Государственные организации, оказывающие ветеринарные услуги обязаны оказывать за счёт бюджетных средств защищённый минимум ветеринарных услуг, в частности, оказание экстренной ветеринарной помощи. Объём и порядок оказания такого рода услуг определяется администрацией города Москвы.
Собственник животного отвечает за своевременное оказание последнему ветеринарной помощи, а также за своевременное проведение профилактических прививок.
Ветеринарное обслуживание животных находится в ведении города Москвы и регулируется настоящим Законом, изданными в соответствии с ним законодательными и другими нормативными правовыми актами города Москвы.
Статья 13. Умерщвление животных.
Умерщвление животных или передача для умерщвления другим лицам допускается в случаях:
- умерщвления нежизнеспособных животных, если их страдания нельзя прекратить иным способом;
- представляющих общественную опасность, с поведением не поддающимся коррекции, после заключения уполномоченного органа городской администрации;
- для получения хозяйственно полезной продукции;
- в экспериментальных целях, если животное после проведения эксперимента нежизнеспособно;
- в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством или настоящим Законом.
При умерщвлении животного обязательно предварительное отключение его сознания.
Умерщвление нежизнеспособных животных в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, может проводиться только ветеринарным специалистом, при наличии ветеринарного заключения, с согласия собственника животного.
Организации осуществляющие умерщвление животных обязаны иметь соответствующую лицензию.
Статья 14. Захоронение или утилизация животных.
В случае гибели, потери или иной утраты животного, подлежащего обязательной регистрации, владелец должен сообщить об этом в орган, уполномоченный регистрировать животных.
Граждане и организации имеют право на минимум услуг по захоронению или утилизации принадлежащих им животных, оказываемый за счёт бюджетных средств. Объём и порядок оказания такого рода услуг определяется администрацией города Москвы.
Порядок сбора, обезвреживания и утилизации трупов животных устанавливается уполномоченным органом городской администрации.
По требованию уполномоченных должностных лиц собственник животного должен предоставить труп животного для проведения лабораторно-диагностических исследований.
Организация, оказывающая услуги по захоронению или утилизации трупов животных, обязана:
сообщить о захоронении (утилизации) животного в орган, уполномоченный регистрировать животных (в случае если животное подлежит регистрации);
провести осмотр павшего животного;
в случае если при сборе анамнестических данных или после осмотра трупа есть основания полагать, что смерть животного наступила в результате особо опасного инфекционного заболевания или жестокого обращения, немедленно известить местный орган, уполномоченный регистрировать животных и орган государственного ветеринарного надзора и доставить труп животного для ветеринарного освидетельствования.
В случае если есть основания полагать, что гибель животного явилась следствием инфекционного заболевания, либо в случае отсутствия предусмотренных документов на животное, нарушения сроков захоронения, трупы таких, а также экспериментальных животных утилизируются методами термического или иного обезвреживания.
Организации, занимающиеся захоронением или утилизацией трупов животных, обязаны иметь соответствующую лицензию.
Граждане и организации (за исключением имеющих лицензию) не должны самостоятельно избавляться от трупов животных, перечень видов которых определяется администрацией города Москвы.
Статья 15. Приюты.
Для содержания найденных, отловленных, а также изъятых, конфискованных или иным образом отчуждённых животных создаются приюты для животных.
Приюты могут находится в государственной муниципальной, частной или иной собственности.
Приюты могут быть созданы для содержания собак и/или кошек, а также для содержания животных других видов.
Московская городская администрация разрабатывает и утверждает типовое положение о приюте для животных, иные нормативно-методические документы, регламентирующие их работу.
На деятельность по содержанию приютов необходимо получение разрешения (лицензии) уполномоченного органа городской администрации.
Московская городская администрация, в целях реализации городских мероприятий по регулированию численности животных, содержания потерянных животных, а также содержания изъятых, конфискованных или иным образом отчуждённых животных, создаёт систему государственных приютов для животных.
Для решения проблем, связанных с наличием животных в городе, администрация города вправе привлекать на конкурсной основе негосударственные приюты для животных.
Приюты для животных осуществляют свою деятельность за счёт средств их собственников, а также любых иных не запрещённых законом источников.
При поступлении животного в приют администрация приюта обязана:
- произвести ветеринарный осмотр и, при необходимости, карантин поступившего животного;
- в течение 72-х часов известить о поступившем животном уполномоченный орган городской администрации;
- осуществить поиск собственника животного, если собственник не известен.
При содержании животных в приюте администрация приюта:
- обеспечивает условия содержания животных в соответствии с требованиями законодательства и настоящего Закона;
- предотвращает размножение животных, находящихся в приюте.
Право собственности на животное приобретается собственником приюта в соответствии с законодательством.
При выдаче животного из приюта администрация приюта обязана:
- провести ветеринарный осмотр выдаваемого животного;
- в течение 72-х часов известить о выданном животном уполномоченный орган городской администрации;
- выдать собственнику (владельцу) животного документ (документы), перечень которых устанавливается московской городской администрацией.
В случае возврата животного собственнику, приют имеет право на возмещение собственником животного расходов по содержанию животного в приюте.
Собственник приюта несёт ответственность за жизнь и здоровье животного перед собственником животного.
ГЛАВА IV. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖИВОТНЫХ.
Статья 16. Разведение животных.
Правоотношения в области разведения животных и племенного животноводства находится в ведении города Москвы и регулируется законодательными и другими нормативными правовыми актами города Москвы.
Организации и граждане, разводящие животных, занимаются деятельностью, приносящей доход, и подлежат налогообложению на общих основаниях.
Запрещено разведение животных:
- с врождёнными аномалиями, причиняющими им страдания или создающими угрозу для человека;
- с превышением нормальной физиологической нагрузки на производителей;
- при невозможности содержания и дальнейшего устройства потомства в соответствии с требованиями настоящего Закона.
Статья 17. Требования к сторонам и проведению сделок, предметом которых являются животные.
Продавец обязан обеспечить покупателей достоверной информацией о виде, породе, здоровье и других качествах продаваемого животного, а также об условиях содержания животного и, при необходимости, о процедуре регистрации.
У лица (организации), осуществляющего торговлю животными, должно иметься ветеринарное свидетельство здоровья животных установленного образца. При продаже животных, подлежащих обязательной государственной регистрации, должны иметься также государственные регистрационные свидетельства на этих животных.
Не допускается торговля животными в общественных местах, за исключением мест специально отведённых для такой торговли.
Статья 18. Производство пищевых продуктов и товаров из животных.
Правоотношения в области производства пищевых продуктов и товаров из животных находится в ведении города Москвы и регулируется законодательными и другими нормативными правовыми актами города Москвы.
Статья 19. Использование животных в служебных целях, в зрелищных, спортивных, развлекательных, культурных и иных мероприятиях, а также использование животных при производстве аудиовизуальной продукции.
На деятельность, по использованию животных в служебных целях (за исключением случаев необходимой обороны), в зрелищных, спортивных, развлекательных, культурных мероприятиях, а также на использование животных при производстве аудиовизуальной продукции необходимо получение разрешения уполномоченного органа городской администрации, в котором пользователем животных указывается предполагаемый режим (кормления, поения, допустимая температура воздуха, влажность, освещённость) использования.
Лица, работающие с животными, должны иметь соответствующую подготовку.
Инструкторы по дрессировке или спортивному тренингу собак обязаны иметь соответствующую профессиональную подготовку и разрешение установленного образца, выданное уполномоченным органом городской администрации.
При демонстрационном содержании животных условия содержания должны соответствовать общим требованиям по содержанию животных настоящего Закона.
При использовании животных для охраны территории по её периметру должны быть сделаны соответствующие предупредительные надписи об опасности.
При использовании животного ответственное лицо:
- обеспечивает безопасность окружающих людей и животных, а также имущества от нанесения вреда используемым животным;
- обеспечивает безопасность используемого животного;
- обеспечивает использование животного в соответствии с режимом, указанным в разрешении.
При использовании животных не допускается:
- натравливать одно животное на другое, использовать животных в качестве живой приманки;
- использовать животных с превышением допустимых физиологических нагрузок (указывается в режиме);
- принуждать животных к травмирующим их действиям;
- использовать в работе с животными инвентарь или иные приспособления травмирующие животных;
- применять приёмы или методы дрессировки, травмирующие животных.
Статья 20. Использование животных в экспериментальных целях, тестировании, учебном процессе, производстве биологических препаратов.
Правоотношения в области использования животных в экспериментальных целях, тестировании, учебном процессе, производстве биологических препаратов находится в ведении города Москвы и регулируется законодательными и другими нормативными правовыми актами города Москвы.
Статья 21. Ввоз, вывоз и перевозка животных.
На территории города Москвы, при соблюдении правил провоза, разрешается провозить животных всеми видами городского пассажирского транспорта.
Правила перевозки животных конкретных видов городским пассажирским, железнодорожным, водным, воздушным или автомобильным транспортом разрабатываются и утверждаются уполномоченными органами либо должностными лицами). При перевозке животных, случаи перевозки которых носят единичный характер, условия их перевозки оговариваются индивидуально.
Решением главного государственного ветеринарного инспектора города Москвы животные, ввозимые с неблагополучных по заразным болезням животных территорий, могут быть подвергнуты карантину.
Не допускается:
- ввоз животных на территорию города Москвы, за исключением случаев транзитного провоза, при отсутствии возможности их дальнейшего содержания.
- ввоз на территорию города Москвы животных больных особо опасными инфекционными заболеваниями. Список заболеваний определяется главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации.
За жизнь и здоровье животного при транспортировке несёт ответственность собственник, если законом или договором не предусмотрено иное.
Статья 22. Производство и распространение кормов и других товаров для животных.
Производство, продажа или распространение (включая бесплатное) кормов, минерально-витаминных подкормок, в том числе и нетрадиционных, атрибутики зооветеринарного назначения, лекарственных средств, инструментария, оборудования, применяемого в ветеринарии, дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств, инвентаря и оборудования для содержания и использования животных допускается лишь при наличии соответствующих лицензий и сертификатов.
Запрещено распространение (включая бесплатное) товаров, перечисленных в части 1 настоящей статьи, не соответствующих заявленному качеству, с превышенным сроком годности, а также опасных для жизни и здоровья людей или животных.
ГЛАВА V. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОДЕРЖАНИЮ, ИСПОЛЬЗОВАНИЮ И ОХРАНЕ ЖИВОТНЫХ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА МОСКВЫ.
Статья 23. Организация государственного регулирования отношений, возникающих в сфере содержания использования и охраны животных в городе Москве.
Государственное регулирование деятельности по содержанию, использованию, и охране животных на территории города Москвы осуществляется путём создания в городе Москве единой системы управления.
Структура и компетенция государственных органов по регулирование деятельности по содержанию, использованию, и охране животных определяется администрацией города Москвы в соответствии с настоящим Законом.
Статья 24. Финансирование деятельности по содержанию, использованию и охране животных.
Финансирование деятельности по содержанию, использованию и охране животных, находящихся в государственной собственности города Москвы, осуществляется из средств городского бюджета.
Реализация городских программ и мероприятий по содержанию, использованию и охране животных может осуществляться также за счёт любых иных законных источников финансирования.
Финансирование деятельности по регулированию состояния популяций животных на особо охраняемых природных территориях, переданных в пользование юридическим или физическим лицам, осуществляется этими лицами.
ГЛАВА VI. КОНТРОЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА.
Статья 25. Государственный контроль.
Государственный контроль за соблюдением требований настоящего Закона осуществляется:
- Органами внутренних дел, в том числе их специализированными подразделениями по охране окружающей среды (а также по обеспечению безопасности дорожного движения и на транспорте в пределах их компетенции).
- Органами государственного экологического контроля (включая органы охраны водных и лесных ресурсов в пределах их компетенции).
- Органами государственного ветеринарного надзора.
- Органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
- Органами государственного управления в пределах их компетенции.
При осуществлении полномочий, в пределах своей компетенции, представители органов, осуществляющих государственный контроль за соблюдением требований настоящего Закона, имеют право:
- Посещать в установленном порядке предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и подчинения;
- проверять документы на право ведения деятельности, предусмотренные настоящим Законом;
- составлять акты проверки, протоколы, иски за причинённый ущерб;
- посещать места содержания и использования животных;
- назначать государственную экспертизу, обеспечивать контроль за выполнением её заключения;
- требовать устранения выявленных недостатков, давать, в пределах предоставленных прав, указания или заключения по размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации объектов;
- выдавать предписания и проверять их исполнение;
- осуществлять доставление в милицию, в соответствии с законодательством административное задержание подозреваемых лиц, и изъятие животных, незаконной продукции, сырья и средств совершения правонарушения;
- привлекать, в установленном порядке, виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к административной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд.
Статья 26. Общественный контроль.
При осуществлении общественного контроля граждане и представители общественных организаций имеют право:
- требовать прекращение противоправных действий;
- получать от организаций в установленном законом порядке полную информацию, касающуюся содержания и использования животных;
- сообщать в органы, уполномоченные привлекать к ответственности за нарушение требований настоящего Закона, о выявленных правонарушениях;
- принимать участие в выработке решений уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления, по проблемам, связанным с наличием животных в городе;
- присутствовать при осуществлении регулирования численности животных;
- получать содействие должностных лиц органов внутренних дел, других органов исполнительной власти в выявлении фактов жестокости по отношению к животным;
- участвовать в судебных заседаниях в качестве общественных обвинителей или защитников;
- организовывать и проводить общественную экологическую экспертизу, в соответствии с действующим законодательством;
- участвовать в проведении инспекционных проверок и мероприятий органов, осуществляющих государственный контроль за исполнением требований настоящего Закона.
Общественные (внештатные) инспекторы органов, осуществляющих государственный контроль за исполнением требований настоящего Закона, имеют право:
- проверять документы на право проведения деятельности, предусмотренной настоящим Законом;
- посещать в установленном порядке места содержания и использования животных;
- составлять акты, фиксирующие факт нарушения, с последующей передачей их органам, осуществляющим государственный контроль за исполнением требований настоящего Закона.
Органы, уполномоченные привлекать к ответственности за нарушение требований настоящего Закона, при получении сообщения о правонарушении, обязаны немедленно принять меры по его пресечению и привлечению виновных к ответственности. О принятых мерах сообщается заявителю в установленные законом сроки.
Статья 27. Ответственность за нарушение настоящего Закона.
Граждане и организации несут ответственность за нарушение настоящего Закона в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы.
ГЛАВА VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Статья 28. Вступление настоящего закона в силу.
Настоящий закон вступает в силу через десять дней после его первого официального опубликования.
Отв. исполнитель: Депутат Московской Городской Думы А.В. ШИРОКОВ